В виде календаря
|
Положение о системе НИРС ФГБОУ ВПО ЧГСХА
Дата: 17 июля 2012 | Категория: ---
Положение о системе научно-исследовательской работы студентов ФГБОУ ВПО ЧГСХА Общие положения Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в ФГБОУ ВПО «ЧГСХА» (ЧГСХА) как неразрывная составляющая образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического. Система НИРС — одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности. Участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представление работ для публикации, бесплатное пользование услугами научных подразделений и библиотеки, свободное развитие личности есть неотъемлемое право каждого студента. В связи с этим развитие системы НИРС является важнейшей функцией системы образования и основной уставной деятельностью ЧГСХА как образовательного учреждения. Цели научно-исследовательской работы студентов 1. Повышение уровня профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствование форм привлечения молодежи к научным исследованиям. 2. Сохранение, поддержание и развитие отечественных научных школ на основе преемственности поколений. 3. Использование творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем науки. Задачи научно-исследовательской работы студентов 1. Создание организационных, методических и материально-технических условий для развития различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте, результатах научных и научно-технических разработок, проводимых в целях совершенствования системы НИРС. 2. Создание благоприятных условий для формирования высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого. 3. Обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов. 4. Повышение массовости и эффективности участия студентов в НИРС путем привлечения их к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями агропромышленного комплекса, развития мероприятий НИРС состязательного характера, поддержания и развития авторитета НИРС. 5. Развитие мотивации и творческой активности профессорско-преподавательского состава и научного персонала ЧГСХА в организации и руководстве научными исследованиями студентов. 6. Содействие развитию форм и методов наиболее эффективного профессионального отбора талантливой молодежи, выявление наиболее одаренных и подготовленных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской деятельности, и включение их в программу формирования кадрового потенциала; создание благоприятных условий для развития их способностей. 7. Поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников, совершенствование форм привлечения их к НИРС. Организация системы научно-исследовательской работы студентов 1. Основным принципом организации системы НИРС в ЧГСХА является ее комплексность, предполагающая: o интеграцию учебно-воспитательного и научного процессов; o последовательность в освоении принципов, методов и технологий научных исследований в соответствии со стадиями образовательного процесса; o использование разнообразных форм организации НИРС, как предусмотренных учебными планами, так и выполняемых вне их рамок; o использование различных форм морального и материального поощрения лиц, принимающих участие в системе НИРС; o использование стимулирующих мероприятий состязательного характера различных уровней. 2. Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели ЧГСХА. 3. Организационными формами НИРС выступают: o учебно-исследовательская работа по учебным планам: выполнение учебных заданий, в том числе и в период производственной и учебной практики, лабораторных работ, реферативных, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований или имеющих реальный научно-исследовательский характер, изучение теоретических основ методики, постановки, организации научного исследования; o студенческие научные кружки; o студенческие научно-производственные отряды; o привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т. д.); o индивидуальные научно-исследовательские работы студентов — участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава в рамках реализации программы формирования кадрового потенциала; o участие студентов в научных мероприятиях различного уровня (внутрифакультетских, межвузовских, городских, региональных, всероссийских, международных), стимулирующих индивидуальное творчество студентов и развитие системы НИРС в целом: научные семинары, конференции, симпозиумы, конкурсы, выставки научных работ и т. д.; o ознакомление студентов с российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов. Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов К обеспечению функционирования системы НИРС привлекаются: 1. Ученый совет ЧГСХА, Ученые советы факультетов, научно-исследовательская часть, Совет молодых ученых и специалистов, Центр научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), ответственные по НИРС факультетов. 2. Должностные лица, отвечающие за организацию НИРС и руководящие системой НИРС: ректор ЧГСХА, проректор по учебной работе, проректор по научной и инновационной работе, деканы факультетов, заведующие кафедрами, а также представители профессорско-преподавательского состава, ведущие научную работу со студентами. 3. Подразделения ЧГСХА, участвующие в реализации различных форм НИРС: кафедры, научно-исследовательские лаборатории, организационные комитеты различных мероприятий (конференций, конкурсов и т. д.). 4. Подразделения ЧГСХА, привлекаемые к обязательному участию в обеспечении и выполнении НИРС: НИЧ, УМУ, библиотека, полиграфический отдел и т. д. 5. Руководство ЧГСХА имеет право своим приказом назначить из числа штатных преподавателей ответственных за функционирование системы НИРС на кафедре, на факультете, в ЧГСХА. Координацию мероприятий в рамках системы НИРС осуществляют ответственный по НИРС академии, ответственные по НИРС факультетов и председатели СНО факультетов. Студенческие научные общества создаются на базе каждого факультета. В Совет по НИРС академии входят: проректор по научной и инновационной работе, ответственный по НИРС академии/ответственные по НИРС факультетов, председатель СНО академии, председатели СНО факультетов, члены Совета молодых ученых и специалистов ЧГСХА и председатель ЦНТТМ. Председателем Совета по НИРС является проректор по научной и инновационной работе. Текущая работа в соответствии с планом обеспечивается секретарем Совета по НИРС академии и членами Совета. Секретарь Совета по НИРС избирается из членов Совета по НИРС. Основными функциями органов, должностных лиц и подразделений ЧГСХА, несущих ответственность за НИРС, являются: • методическое и организационное руководство НИРС, подготовка, проведение, координация различных мероприятий, осуществляемых на всех уровнях в рамках системы НИРС, учет и анализ ее результатов; • изучение, обобщение и внедрение отечественного и зарубежного опыта, его творческое развитие в изменяющихся условиях деятельности вузов. Меры поощрения студентов и руководителей НИРС Успешное функционирование системы НИРС непосредственно связано с совершенствованием системы стимулирования студентов, ведущих научно-исследовательскую работу, преподавателей и сотрудников, обеспечивающих выполнение научной работы студентов. Основными его формами являются: 1. Учет результатов научно-исследовательской работы студентов при оценке знаний (зачеты, экзамены и т. д.) на различных этапах обучения. 2. Публикация научных работ. 3. Выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на соискание именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными фондами и организациями и др. 4. Представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, медалями, дипломами, присвоением звания лауреата. 5. Командирование для участия в конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах различных уровней. 6. Рекомендации для обучения или стажировки за рубежом. 7. Рекомендации для обучения в аспирантуре. 8. Соответствующие меры материального и морального поощрения преподавателей и сотрудников ЧГСХА: денежное премирование, учет руководства НИРС в системе рейтинговой оценки деятельности преподавателей. 9. Моральное и материальное поощрение студентов с объявлением благодарности, награждением грамотами, дипломами, денежными и иными премиями за высокие результаты в НИРС. Финансирование научно-исследовательской работы студентов Формы и методы финансирования системы НИРС избираются в зависимости от конкретных условий деятельности и осуществляются в соответствии с законодательными и нормативными актами, регламентирующими и рекомендательными документами соответствующих министерств и ведомств, а также в соответствии с Уставом ЧГСХА. |
|