В виде календаря
|
Актуальные новости:
23 апреля 2025 - Конкурс на соискание просветительской награды «Знание.Премия — 2025» 15 апреля 2025 - 30 мая – конференция «Научные достижения и практические решения в зоотехнии и ветер… 05 сентября 2024 - График ликвидации академической задолженности студентами всех форм обучения 21 марта 2024 - Курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов автомобильного транспорт… 07 марта 2024 - Подпишись на группы и будь в курсе новостей молодежи! 06 июня 2022 - Как обезопасить себя и окружающих от COVID-19? 04 марта 2022 - Особенности перевода, зачисления граждан Российской Федерации, граждан Украины, Дон… 08 февраля 2022 - Берегите здоровье: памятка от Минздрава России "Чебоксарские адреса", выпуск 08.04.2016. Россия24
Дата: 27 апреля 2016 | Категория: Новости
![]() СМОТРЕТЬ ТЕЛЕПРОГРАММУ Роль главной доминанты как этого здания, так и всей площади, уготована 50-метровой башне со шпилем. Но 19 ноября в газете «Советская Чувашия» начальник инспекции Госархстройнадзора, в прошлом главный архитектор Чебоксар Феофан Сергеев публикует статью под заголовком «За экономичное проектирование и строительство». Там будут строчки, которые по сути уничтожат проект: «На фоне неудачно построенного фасада вырисовывается силуэт надуманной башни. Непонятно, зачем эта башня нужна сельхозинституту? На этот вопрос никто, включая автора проекта архитектора Калашникову, не в состоянии ответить». Трудно поверить, но это писал Феофан Сергеев, который долгие годы сам работал по канонам классического зодчества, проектировал портики с колоннами и капителями, украшал свои здания лепниной. «Вот казалось бы, Феофан Сергеев, выдающийся чувашский архитектор, разгромил проект Калашниковой, - рассуждает краевед, авто книги «Объекты культурного наследия Чувашской Республики» Николай Муратов. - Видимо, он был человеком своего времени, ведь тогда не только он, многие архитекторы понимали, что сталинская архитектура прекратила свое существование вместе с той эпохой и нужны какие-то новые формы зодчества». Такого рода статей в стране напечатают не одну тысячу. Их появлению предшествовало всесоюзное совещание с архитекторами и строителями, где выступил Никита Хрущев и обвинил проектировщиков в том, что они занимаются украшательством и впустую тратят государственные деньги. «Он там такую вещь сказал: некоторые мудрецы-архитекторы строят башни со шпилями, и наши социалистические строения становятся похожи на церкви, - продолжает Николай Муратов. - Вам что нравится силуэт церквей? В зале никто не сказал, что да, нравится. Было глубокое молчание». «Мы знаем три хрущевских постановления, особенно известно последнее об устранении украшательств и излишеств, которое по сути убило архитектуру как искусство, - добавляет искусствовед Игорь Кугураков. - А до этого было об индустриальных методах строительства, о крупно-блочном строительстве. Достаточно полезные идеи. Еще до Хрущева в начале 50-ых годов стали появляться люди, которые проявляли озабоченность, как строить быстрее, качественнее». Дядя Игоря Кугуракова работал на этой стройке инженером и потом рассказывал племяннику, что в случае с нашей башней никакой экономии государственных денег не получилось. Конструкция была готова: над площадью уже высился металлический каркас, оставалось только залить все бетоном, но тут вышло распоряжение демонтировать башню. «Пришлось потом ножовками арматуру пилить, мучились, долго пилили, - пересказывает воспоминания дяди Игорь Кугураков. - Такую махину под корень не спилишь — упадет, это же нужно было по частям снимать. И завершили, как смогли. Народ потом смеялся — как будто тюбетейка на башню надета». «Основная вертикаль, основная доминанта площади, как замышляла Калашникова, была нарушена, - поясняет Николай Муратов. - Площадь имела незаконченный вид. Здания группируются вокруг вертикали, а здесь не было ничего!» Пострадала не только чебоксарская башня. В эти годы строился Башкирский сельхозинститут, и его башню, кстати, очень похожую на нашу, тоже «срезали». В этом сходстве проектов нет ничего удивительного — их создавали в «Гипровузе» - московском институте, который занимался проектированием высших учебных заведений. И перед архитекторами стояла задача: разрабатывать индивидуальные проекты, но так, чтобы потом, перегруппировав элементы, эти здания можно было бы строить по всему Советскому Союзу. И большинство из них имели башни. «Башни эти не были чисто декоративным элементом, как некоторые полагали, - говорит Игорь Кугураков. - Они имели функциональное значение- где-то это были водонапорные башни, где-то метеостанции, обсерватории». Над проектом Чувашского сельхозинститута работала одна из самых талантливых сотрудниц «Гипровуза» Елена Калашникова. Выпускница МАРХИ, она училась у знаменитого академика архитектуры Ивана Жолтовского и по его же рекомендации в 47 году Елену взяли на работу в «Гипровуз». Создавать проект для Чебоксар ей помогал Николай Оболенский, в те годы еще совсем молодой человек, потомок знаменитого дворянского рода: его дед был вице-губернатором Москвы. И Калашникова, и Оболенский станут очень известными архитекторами, а проект Чувашского сельхозинститута признают одним из лучших и копии его чертежей передадут в дар дружественной Болгарии. Но в 55-ом зданию, можно сказать, повезло: оно могло лишиться не только башни, но и вообще всякого декора. Здесь, кстати, немало деталей, которые выдают, что проект создавали не местные архитекторы. Николай Муратов показывает на двухэтажный ризолит главного входа: «У нас нигде больше нет подобного, я имею в виду - на объектах, которые строились нашими зодчими. И потом колонны, у них желобки, это в чистом виде дорические колонны, у нас больше нигде нет таких колонн, у нас везде круглые. Здесь сталинский ампир, который проявляется в гирляндах, они появились после войны. На наших чувашских зданиях периода классицизма их, кстати, очень мало». К счастью, к моменту публикации хрущевского постановления главный вход уже был построен. Более того, у здания есть еще один богато украшенный фасад, выходящий на улицу Ярославскую. Многие чебоксарцы даже не подозревают, что этот портик коринфского ордера ведет не в какой-нибудь дом культуры, а в сельхозакадемию. Здание сложное в плане: оно зигзагообразное. Его внутреннее убранство не уступает внешнему облику: широкая парадная лестница, колонны с капителями на первом и втором этажах, высокие потолки, много лепнины – это сталинский ампир во всем своем великолепии. Елена Калашникова запроектировала и большой актовый зал во всю ширину здания: его окна четко сориентированы на запад и на восток, и здесь всегда есть солнце. Кстати, эти огромные окна выдают местоположение актового зала всем прохожим. Много света и воздуха в поточных аудиториях. Преподаватели сельхозакадемии – этот статус институт получил в 95 году - говорят: им есть, за что сказать спасибо архитекторам «Гипровуза». «Здесь очень хорошо читать лекции, воздуха много, - говорит Иван Елисеев, старший преподаватель кафедры земледелия и растениеводства Чувашской государственной сельхозакадемии. - Бывает сложно, когда невысокие потолки, не хватает воздуха к концу пары». У Ивана Елисеева с этим зданием связана вся жизнь: здесь работали его родители, именно сюда на факультет агрономии он поступил 25 лет назад, а после окончания решил остаться в этих же стенах, начал преподавать. Говорит, мыслей поменять профессию и расстаться с сельхозакадемией не было никогда. Как много воздуха в главном корпусе сельхозакадемии, начинаешь чувствовать еще острее, когда оказываешься в здании бывшего общежития, правда, сейчас уже переоборудованного под учебные классы. Узкие лестницы и коридоры, низкие потолки, хотя его тоже возводили по канонам классического зодчества. Фасад выдает это в полной мере. И то, что здание строили для будущих работников сельского хозяйства, легко «прочитать» по элементам декора. Общежитие появилось на 5 лет раньше главного корпуса, и под его проектом стоит подпись не кого-нибудь, а Феофана Сергеева. Кстати, одного из самых талантливых архитекторов Чебоксар. «Конечно, был взят за основу типовой проект, но он его переработал, - рассказывает Николай Муратов. - Внешний облик полностью сделал таким, каким ему положено. А почему типовой проект? Аналогичное здание, где сейчас Арбитражный суд находится: по планировке один к одному. Но внешний облик совсем другой, Сергеев тоже поработал над ним». В конце 80-ых корпуса соединили теплым переходом и, как говорит Николай Муратов, время примирило двух архитекторов - Калашникову и Сергеева, разгромившего ее проект. Вообще у этого комплекса зданий свои отношения со временем. Здесь расположены главные городские часы. В проекте Елены Калашниковой их не было, механизм решили установить только в конце 60-ых к очередной праздничной дате. К часам ведет лестница внутри башни. «Самые первые часы вообще были немецкими, трофейными, они стояли в городской администрации, потом их сюда поставили. Потом куда они исчезли, не знаю, это было до меня, но этот механизм делали уже в 90-е годы», - рассказывает электрик АО «Горсвет» Станислав Енчиков. Последние 17 лет именно он следит за их работой. Сдувает пыль, ремонтирует, если они останавливаются. Такое бывает один- два раза в год. Зимой в сильные морозы механизм замерзает или летом, наоборот, перегревается на солнце. В самые жаркие дни, говорит хранитель часов, температура здесь, за циферблатом, доходит до 70 градусов. Впрочем, отсчет истории Чувашского сельхозинститута начался не с этого здания. Осенью вузу исполнится 85 лет, но сюда он переехал только в 1957 году. За четверть века до этого институт сменил немало адресов. Все началось 22 мая 1931 года с постановления Совета народных комиссаров РСФСР открыть уже этой осенью в Чувашской и Крымской республиках сельхозинституты. В Чебоксарах оказалось, что найти студентов и преподавателей легче, чем здание. Тем более что уже 10 лет в городе существовал рабфак, где готовили молодых людей для поступления в вузы других регионов. «Институт открыли, а площадей нет, размещать негде, - говорит Николай Муратов. - В это время строится здание, сейчас дом №16 по улице Композиторов Воробьевых, под размещение сельскохозяйственного рабфака и общежития для него. Но здания нет – только один фундамент. Где размещать сельхозинститут? Руководство республики принимает такое решение – выселить и перевести в Канаш Чувашский педагогический техникум, а в этом здании на улице Чернышевского сельхозинститут как раз и разместить». Ни здания, ни улицы Чернышевского в нынешних Чебоксарах нет: этот квартал под водой залива. Первыми студентами нового института стали 118 человек, большинство были парни, по национальности – чуваши. К 34 году достроили новое здание, и вуз переехал. Но летом 41-ого, уже в самом начале войны помещения пришлось освободить для ткацкой фабрики. Институт, в котором к тому времени уже было два факультета: полеводческий и зоотехнический - оказался на улице. Но занятия не прекратились. «Во время войны были самые тяжелые условия для сельхозинститута, - продолжает Николай Муратов, - основная часть преподавателей ушла на фронт, и вуз остался без крыши над головой в очередной раз. Пришлось использовать помещения школ, занятия вести во вторую и даже третью смену, я документы читал». В январе 44-го сельхозинституту отдали здание бывшей фельдшерско-акушерской школы на краю города, на улице Волгостроя. Сейчас это административный корпус ЧГУ. Там зоотехники и агрономы учились до 57 года, пока для них не построили новое здание. Рассказывает Николай Кириллов, возглавлявший Чувашскую сельскохозяйственную академию с 1991 по 2012 годы: «Те площади годились лишь для начальной стадии развития института, а дальше нужно было не только зоотехников и агрономов, но и инженеров готовить. Поэтому в 50-ых годах в послевоенный период решено было построить это главное здание». Впрочем, располагаться оно должно было не на Советской площади, а по соседству со старым корпусом на улице Волгостроя. «Там был ипподром, и там как раз должен был находиться сельхозинститут, - объясняет искусствовед Игорь Кугураков. - Там заканчивался город, начинались поля, а где еще должен стоять сельхозинститут как не среди полей? Там должна была быть биостанция, опытная станция – все, как полагается». Но, увидев проект института, руководство республики решило, что такому красивому зданию негоже стоять где-то на краю города, его место – напротив Дома советов. Еще в начале 30-ых, когда Чебоксары принимали свой первый генплан, здесь планировалось устроить огромную площадь, обрамлять которую должны были здания театров и ДК. Впрочем, уже заканчивались 50-ые, а тут по-прежнему была окраина. Вообще если подниматься вверх от Волги – по бульвару купцов Ефремовых, улице Карла Маркса, проспекту Ленина, то можно проследить всю историю развития архитектуры. «Вот посмотрите, - говорит Сергей Лукиянов, председатель Союза архитекторов Чувашии, с 1996 по 2007 годы работавший главным архитектором г.Чебоксары, - там в начале памятники архитектуры 17 века, потом здания купцов Ефремовых, это уже 19 век. Выше поднимаешься – классицизм сталинского периода, когда была сформирована площадь Республики. Потом вдруг хрущевский период, когда башни «слетают», а на зданиях можно посмотреть, как «теряются» балконы, а потом можно увидеть, что на фасадах балконов почти нет. Эпохи вереницей накладываются на нашу центральную улицу, и по ней можно проследить все развитие государства». Почти полвека здание сельхозинститута стояло с усеченной башней. Но в городе все равно надеялись, что придет время и найдутся люди, которые вернут площади завершенный вид. Своим появлением башня обязана четырем Николаям: ректору сельхозакадемии, первому президенту Чувашии, мэру города и архитектору, создавшему новый проект. Николай Кириллов, больше двадцати лет возглавлявший академию, вспоминает, как в 2004 году все началось с разговора с Николаем Федоровым, тогда еще президентом Чувашии: «Он полностью поддержал, но деньги, говорит, в Москве нужно просить. Я через две недели пришел к нему и говорю: был в Москве, хотя я не был, в Москве сказали: башня на образовательный процесс не влияет, поэтому, если вам надо, стройте, если нет – живите так. Хотя не было этого разговора, но думал-думал, что-то же нужно сказать». Идея нашла отклик в правительстве республики, потом подключился глава города Николай Емельянов. Администрация объявила конкурс на создание проекта башни, и там было представлено рекордное количество работ - 23. Правда, еще один Николай – Муратов – возглавлявший Госцентр по охране культурного наследия, предлагал вернуться к первоначальному проекту со шпилем: «Я добивался, чтобы сделали один к одному, как замыслила Калашникова, но тогда решили, что вряд ли это получится сейчас, и проще, надежнее, реальнее сделать вот таким образом». «Мы решили провести архитектурный конкурс, и выиграл проект Николая Германовича Емельянова в связи с тем, что он предложил легкую конструкцию из современных материалов, - объясняет Сергей Лукиянов, - и венчать эту башню должно было древо жизни, чувашский символ, который у нас в геральдике существует». В основании башни находится музей сельхозакадемии, и эти колонны держат на себе всю 54-метровую конструкцию. Прежде чем добавить им новую тяжесть, их состояние тщательно проверили. Но тем не менее решили не рисковать – проект Калашниковой подразумевал заливку бетоном - спустя полвека, когда началось новое строительство, обошлись более легкими материалами. На башню поставили металлический колпак высотой в 25 метров. Это был последний проект Николая Емельянова, до торжественного открытия башни, назначенного на декабрь 2005 года, архитектор не дожил всего месяц. «Очень важно не испортить то, что хорошо существует, - говорит архитектор Ольга Алексеева, хорошо знавшая Николая Емельянова. - Эта башня сделана очень тактично. Сам архитектор Емельянов был очень тактичным человеком». «По жизни он был очень скромный, добрый, порядочный человек, - добавляет штрихи к портрету Сергей Лукиянов. - Я еще одно качество хочу отметить: он самым первым в Чувашии перешел к компьютерному проектированию. Тогда это было очень сложно, потому что не было русских программ, переведенных». Кинотеатр «Атал» в Новочебоксарске, детская больница на улице Энтузиастов, здание траурных обрядов на Гражданской построены по проектам Николая Емельянова. Он делал привязку к местности и проекта церкви Рождества Христова, открытой в 2000 году. Чертежи были подарены Чувашии правительством Москвы, и наша церковь представляет собой измененную копию храма святых Бориса и Глеба на Арбатской площади. В башне сельхозакадемии, кстати, проступает силуэт церкви, что в свое время так не нравилось Никите Хрущеву. Но, как говорят историки, время всегда расставляет все на свои места. Правда, понадобились десятилетия, чтобы ансамбль главной площади Чебоксар, задуманный архитекторами еще в 30-е годы, обрел завершенный вид. Ольга Петрова. |
|