№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес места нахождения объекта | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Площадь объекта(кв.м.) | Количество мест | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Главный учебный корпус Кабинет для лиц с ограниченными возможностями здоровья | Библиотека | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 34.6 | 7 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
2 | Главный учебный корпус Электронный читальный зал | Библиотека | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 42 | 18 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
3 | Главный учебный корпус Читальный зал | Библиотека | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 83.3 | 30 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
4 | Главный учебный корпус Информационно-библиографический отдел | Библиотека | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 43.7 | 13 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
5 | Главный учебный корпус Отдел каталогизации библиотечного фонда | Библиотека | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 20.8 | 2 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
6 | Главный учебный корпус Абонемент учебной, научной и художественной литературы | Библиотека | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 66.5 | 3 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
7 | Учебный корпус инженерного факультета Читальный зал | Библиотека | 428032, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Пушкина, 25, корпус 1 | 145.4 | 50 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес места нахождения объекта | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Площадь объекта(кв.м.) | Количество мест | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Главный учебный корпус Кабинет лечебной физической культуры | Объект спорта | 28003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 34.6 | 12 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
2 | Спортивный комплекс Спортивный зал | Объект спорта | 428032, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Пушкина, 25, корпус 2 | 608.8 | 90 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
3 | Спортивный комплекс Тренажерный зал № 1 | Объект спорта | 428032, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Пушкина, 25, корпус 2 | 175.9 | 25 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
4 | Спортивный комплекс Тренажерный зал № 2 | Объект спорта | 428032, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Пушкина, 25, корпус 2 | 111.8 | 25 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
5 | Спортивный комплекс Зал вольной борьбы | Объект спорта | 428032, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Пушкина, 25, корпус 2 | 175.2 | 25 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
6 | Спортивный комплекс Зал дартса и настольного тенниса | Объект спорта | 428032, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Пушкина, 25, корпус 2 | 66.7 | 20 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
7 | Главный учебный корпус Спортивный зал | Объект спорта | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 357.3 | 50 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
8 | Главный учебный корпус Зал гиревого спорта | Объект спорта | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 96.2 | 15 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
9 | Главный учебный корпус Зал бокса | Объект спорта | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 154 | 15 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
10 | Главный учебный корпус Шахматный клуб | Объект спорта | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 45.9 | 20 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
|||
11 | Главный учебный корпус Зал хореографии | Объект спорта | 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29 | 57.9 | 15 |
Для слабослышащих – да, для слабовидящих – да, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – нет |
Средства обучения:
- учебные книги: учебники, учебные пособия, сборники задач и заданий, словари, справочники, сборники нормативных документов, специальная литература, методические указания;
- наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, модели, натуральные объекты;
- информационные материалы к аудиовизуальным средствам обучения: кинофильмы, видео-фильмы, видеозаписи.
Средства воспитания.
Решение воспитательных задач и осуществление воспитательного взаимодействия осуществляется посредством следующих методов воспитания:
- метод формирования сознания: беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение;
- метод организации деятельности и формирования опыта поведения: задание, общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, тренинг, упражнение;
- метод мотивации деятельности и поведения: одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций успеха, создание ситуаций для эмоционально-нравственных переживаний, соревнование.
Документы, регламентирующие деятельность Университета в области проведения мероприятий по профессиональной ориентации и создания условий для инклюзивного образования: - Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в Чувашском ГАУ (п.4.) Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья); Специальные образовательные программы и методы обучения Университет обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специальных адаптированных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также предназначенные для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема - передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин и методов обучения Университет определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны следующие адаптированные рабочие программы дисциплин для всех направлений подготовки и специальностей:
1. Физическая культура и спорт для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (элективная дисциплина).
2. Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
3. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний.
4. Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда.
5. Психология личности и профессиональное самоопределение.
6. Основы научно-исследовательской деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ.
Методы воспитания В Университете используются различные материальные и нематериальные средства, направленные на развитие личности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Обучающиеся данной группы традиционно привлекаются к различным формам воспитательной работы в Университете. В воспитательной работе применяются: беседы куратора о социальных условиях обучения и проживания в Университете; психологическое консультирование при возникновении личностных проблем, приобщение к профессии на различных практиках с учетом особенностей здоровья обучающихся; включение в общественную, спортивную жизнь университета, факультета, группы; привлечение к научной деятельности; привлечение в студенческий совет, студенческие объединения; привлечение к волонтерской деятельности и т.д.
Ведется работа по воспитанию и развитию по следующим приоритетным направлениям:
1.Гражданско-патриотическое.
2.Духовно-нравственное.
3.Воспитание семейных ценностей.
4.Интеллектуально-творческое и художественно-эстетическое.
5.Спортивно-массовое. Пропаганда здорового образа жизни.
6.Воспитание толерантного межнационального отношения.
7.Трудовое воспитание. Как часть системы воспитательной работы, в университете действует система кураторства из числа профессорско-преподавательского состава.
Специальные технические средства обучения, учебники, учебные пособия и дидактические материалы
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете имеются: -специальные технические средства обучения, используемые в аудиториях, оснащенных необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука; -оборудование (приборы, учебно-лабораторные комплексы, спортивный инвентарь и др.); - учебники, учебные пособия и дидактические материалы(наглядно-дидактические материалы: тематические демонстрационные стенды и комплексы, плакаты, постановочные модели, карточки, наглядные пособия и т. д, учебные и учебно-методические пособия: учебные планы, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик). Большая часть наглядно-дидактических материалов переводится в электронную форму и используется на занятиях посредством информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств. В Университете имеется специальная аудитория с рабочими местами, адаптированными для инвалидов всех групп нозологий.
Аудитория оснащена персональными компьютерами, включающими: монитор 32`` с высоким разрешением; видеолупу; клавиатуру с увеличенными яркими кнопками, с буквами Брайля; наушники для слабослышащих; звукоусиливающую аппаратуру; индукционную переносную петлю для слабослышащих; мобильное приложение для звукового сопровождения учебной литературы в электронной библиотечной системе «Лань»; звуковое сопровождение учебной литературы в электронной библиотечной системе «Консультант студента»; специальные компьютерные программы альтернативного доступа к электронной информации и базам данных; адаптированный доступ к сети Интернет, официальному сайту вуза, к ЭБС «Университетская библиотека «Online», «Юрайт».
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
В Университете имеются ассистенты (помощники), оказывающие техническую помощь инвалидам и лицам с ОВЗ: -тифлопедагог и сурдопереводчик (согласно договору); - на каждом факультете имеются сотрудники, на которых возложены обязанности тьютора, прошедшие инструктаж и курсы повышения квалификации по программе: «Организационно – методические аспекты инклюзивного образования в вузе» и «Работа с обучающимися из числа инвалидов и лиц с ОВЗ». В Университете работает сектор социально-психологического сопровождения обучающихся, который оказывает содействие в адаптации, психологическую помощь (консультативную, психокоррекционную и реабилитационную), социальную поддержку обучающимся с инвалидностью и ОВЗ. Психолог сектора проводит как индивидуальные, так и групповые коррекционные занятия со всеми участниками образовательного процесса, в том числе по личному желанию самого обучающегося с инвалидностью и ОВЗ.
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
1. Университет обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе - поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности). 2. В Университете создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).
3. Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
4. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
5. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).
6. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению Университета, но не более чем на 1,5 часа.
7. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
8. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых: - задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; - письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту; - поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; - задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации);
6) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: - письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; - вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению Университета)
В вузе создано единое информационное пространство, обеспечивающее доступ к информации и информационно-телекоммуникационным сетям:
1. Информационная база вуза оснащена: электронной почтой; локальной сетью; выходом в Интернет; разработан и действует университетский сайт, в том числе с версией для слабовидящих.
2. В вузе функционирует локальная сеть. Все компьютеры соединены в локальную сеть через сервер.
3. Имеется наличие технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в процессе обучения в вузе (компьютеры, проекторы, электронные доски, сканеры, научно-исследовательское оборудование и др.), которыми могут пользоваться в том числе и обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
4. Имеется возможность дистанционного обучения через систему MOODLE.
5. Имеется доступ к электронным образовательным ресурсам электронных библиотечных систем.
В научно-технической библиотеке Чувашский ГАУ, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено:
- для читателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в электронном читальном зале библиотеки специально оборудованы рабочие места, соответствующим стандартам и требованиям; - для читателей с нарушениями слуха: а) усилитель звука; б) наушники для прослушивания; в) звукоусиливающей аппарат, мультимедийных и других средств повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями; г) звуковое сопровождение учебной литературы в электронной библиотечной системе «Консультант студента»; д) на рабочих компьютерах установлено мобильное приложение для звукового сопровождения учебной литературы в электронной библиотечной системе «Лань»; е) в читальном зале организованы рабочие места с возможностями аудиовосприятия текста.
- для слабовидящих читателей: а) видеоувеличитель электронный ручной; б) на каждом компьютере библиотеки предусмотрена возможность увеличения шрифта; в) бесплатно предоставляется литература на русском и иностранных языках, изданная рельефно-точечным шрифтом (по Брайлю). - читатели в удаленном доступе имеют возможность воспользоваться электронной базой данных научно-технической библиотеки Чувашский ГАУ: а) электронный каталог; б) каталог ретроконверсии; в) труды сотрудников Чувашский ГАУ; г) статьи. - читатели в удаленном доступе имеют возможность бесплатно воспользоваться полнотекстовой учебной литературой в электронных библиотечных системах: • электронной библиотечной системе издательства «Лань», • электронной библиотечной системе «Консультант студента», • электронно-библиотечной системе «Znanium», • электронно-библиотечной системе «Юрайт», • информационной системе Федерального образовательного портала EDU.RU, • университетской информационной системе РОССИЯ, • бухгалтерской справочной системе Система Госфинансы, • базе данных Polpred.com, • научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU, • НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ «КИБЕРЛЕНИНКА», • образовательному видеопорталу univertv.ru - читатели, по необходимости в удаленном доступе, получают виртуальную консультацию библиотекаря по использованию электронного контента.
Доступ к внутренней компьютерной сети осуществляется со скоростью 100 Мб/сек и к сети Интернет со скоростью 200 Мб/сек. Разработан и поддерживается сайт университета.
Электронно-библиотечная система ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ - это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, баз данных, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов, работу с ними, и соответствующая требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательным программам.
Электронно-библиотечная система ФГБОУ ВО Чувашский ГАУСправочная система «Техэксперт» включают в себя весь комплекс нормативно-правовой, нормативно-технической, технологической и проектной документации, консультационной и справочной информации, а также уникальные аналитические и интеллектуальные сервисы и услуги, направленные на всестороннюю информационную поддержку принятия решений.
Через личный кабинет обучающегося ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ обеспечена возможность доступа к:
Через личный кабинет обучающегося ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ обеспечена возможность доступа к:
Через личный кабинет обучающегося ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ обеспечена возможность доступа к:
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся | 215 |
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе) | 12 |
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов (количество) | 1 |
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов (количество) | 11 |
Наличие базы данных электронного каталога (количество) | 1 |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
5 2 |
Нет Нет |
Количество мест:
всего приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
1173 Нет |
Нет Нет |
Количество жилых помещений:
всего приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Нет Нет |
Нет Нет |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Для обеспечения доступа в здания учебных корпусов Университета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются парковочные места для инвалидов, тактильные плитки для передвижения, пандус, кнопки вызова, информационные табло, тактильные таблички, предупреждающие знаки.
При входе в здания имеются вывески с названием организации, графиком работы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В зданиях имеется сменные кресла-коляски, тактильные таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне доступные расширенные входы и пути движения. На первых этажах зданий в доступном месте располагается тактильный план этажа, выполненный на контрастном фоне и рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В зданиях вуза расположены специально оборудованные санитарные комнаты. Оборудованы специальные места для размещения собаки-проводника. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в аудитории расположенные на втором этаже инженерного факультета Университета имеется подъемник лестничный универсальный гусеничный.
Условия проживания в студенческих общежитиях:
- обеспечен безбарьерный въезд, звонок дежурному сотруднику службы охраны;
- создана бригада волонтеров, оказывающая помощь при необходимости;
- оборудованы комнаты для проживания инвалидов:
- туалетные и ванные комнаты оснащены опорными поручнями и штангами, низкими выключателями.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете имеются:
- специальные технические средства, используемые в аудиториях, оснащенных необходимой мебелью и оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, средства усиления звука;
- оборудование (приборы, учебно-лабораторные комплексы, спортивный инвентарь и др.)
- учебные пособия и дидактические материалы (наглядно-дидактические материалы: тематические демонстрационные стенды и комплексы, плакаты, постановочные модели, карточки, наглядные пособия и т. д, учебные и учебно-методические пособия: учебные планы, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик). Большая часть наглядно-дидактических материалов переводится в электронную форму и используется на занятиях посредством информационно-телекоммуникационных сетей, аппаратно-программных и аудиовизуальных средств.
В университете имеется специализированная аудитория с рабочими местами, адаптированными для инвалидов всех групп нозологий. Аудитория оснащена персональными компьютерами, включающими: монитор 32`с высоким разрешением; видеолупу; клавиатуру с увеличенными яркими кнопками, с буквами Брайля; наушники для слабослышащих; звукоусиливающую аппаратуру; индукционную переносную петлю для слабослышащих; мобильное приложение для звукового сопровождения учебной литературы в электронной библиотечной системе «Лань»; звуковое сопровождение учебной литературы в электронной библиотечной системе «Консультант студента»; специальные компьютерные программы альтернативного доступа к электронной информации и базам данных; адаптированный доступ к сети Интернет, официальному сайту вуза, к ЭБС «Университетская библиотека «Online», «Юрайт».
Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Университетом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
В целях доступности получения образования инвалидами Университетом обеспечивается:
– беспрепятственный доступ обучающихся в учебные помещения;
– размещение в доступных для обучающихся местах и формах справочной информации о расписании учебных занятий;
– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
– выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный
шрифт или аудиофайлы);
– дублирование звуковой справочной информации, обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
– получение бесплатно специальных учебников и учебных пособий,
иной учебно-методической литературы, а также услуг сурдопереводчиков и
тифлосурдопереводчиков.
Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом имеющихся трудностей и различных нозологий у обучающихся. Учебный материал предоставляется так, чтобы инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально.
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Университетом с учетом требований их доступности для обучающихся.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедряется такую форму сопровождения, как добровольческое движение.
Добровольческое движение способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, формированию гражданской, правовой и профессиональной позиции, готовности к общению и сотрудничеству.
В Университете организована деятельность сектора социально-психологического сопровождения обучающихся с целью оказания психологической и другой консультативной помощи обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – поступающие с ограниченными возможностями здоровья) университет обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее соответственно – специальные условия, индивидуальные особенности).
При очном проведении вступительных испытаний в университете должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
Очные вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается на 1,5 часа.
Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме на обучение по программам магистратуры – по решению Университета);
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению Университета).
Условия, указанные в пунктах 59-64 Правил, предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, и документа, подтверждающего инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.
Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов
При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов университет обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее соответственно - специальные условия, индивидуальные особенности).
При очном проведении вступительных испытаний в университете должен быть обеспечен беспрепятственный доступ поступающих из числа инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).
Очные вступительные испытания для поступающих из числа инвалидов проводятся в отдельной аудитории.
Число поступающих из числа инвалидов в одной аудитории не должно превышать:
при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек;
при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих из числа инвалидов, а также проведение вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.
Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников университета или привлеченных лиц, оказывающего поступающим из числа инвалидов необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).
Продолжительность вступительного испытания для поступающих из числа инвалидов увеличивается на 1,5 часа.
Поступающим из числа инвалидов предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.
Поступающие из числа инвалидов могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих из числа инвалидов:
1) для слепых:
задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляются комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
2) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний);
предоставляются услуги сурдопереводчика;
4) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, по решению университета проводятся в письменной форме;
6) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
вступительные испытания, проводимые в письменной форме, по решению университета могут проводиться в устной форме.
Условия, указанные в пунктах 37 - 42 Правил, предоставляются поступающим из числа инвалидов на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его инвалидностью, и документа, подтверждающего инвалидность, в связи с наличием которой необходимо создание указанных условий.