Во исполнение подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2014 № Пр-2748 по итогам пленарного заседания Х съезда Общероссийской общественной организации «Российский Союз ректоров» от 30 октября 2014 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в мае–июле 2017 года проводился IV этап эксперимента по независимой оценке знаний студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в рамках проведения их промежуточной аттестации в период летней сессии 2016/2017 учебного года.
Организация образовательного процесса в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, которая также участвовала в эксперименте, оценена на «отлично». Высших оценок удостоились и подготовка к участию в эксперименте, и подготовка студентов по дисциплине, участвующей в эксперименте, и уровень подготовки фонда оценочных средств.Целью эксперимента являлась объективная и независимая оценка знаний студентов, обеспечение образовательными организациями высшего образования качества подготовки выпускников, определение уровня объективности оценивания знаний студентов и соответствия профессиональных компетенций преподавателей требованиям обучающихся. Объективность эксперимента обеспечивалась привлечением для его проведения преподавателей соответствующего профиля, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, в которой проводился эксперимент, и аккредитованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки экспертов и представителей экспертных организаций (далее – независимых экспертов), а также представителей общественных организаций (далее – наблюдателей).
В IV этапе эксперимента приняли участие более 5,5 тысяч студентов из 115 вузов 55 субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество вузов и студентов представляли Москву (12 вузов), Санкт-Петербург (6 вузов), Челябинскую область (4 вуза), Воронежскую область (5 вузов), Ростовскую область (5 вузов).
IV этап проводился в соответствии с процедурой проведения независимой оценки качества высшего образования, позволяющей создать естественные условия для максимально объективной оценки знаний студентов (свободный график проведения эксперимента в период летней экзаменационной сессии, альтернативные варианты присутствия независимых экспертов на экзаменах (очно или дистанционно посредством систем онлайн видеонаблюдения), возможность привлечения в качестве экзаменаторов представителей работодателей и профессиональных сообществ).
При подготовке к эксперименту Рособрнадзором были разработаны и переданы в образовательные организации единые формы бланков для ответов студентов с возможностью шифрования заполненных листов, инструкции по организации эксперимента. Оценочные материалы разрабатывались вузами самостоятельно и прошли предварительную экспертизу в Рособрнадзоре.
В рамках эксперимента экзамены проводились в период с 25 мая 2017 года по 19 июля 2017 года, в традиционной форме собеседования и/или письменных ответов на вопросы билетов. Всего был проведен 331 экзамен. Экзаменаторами выступали преподаватели ответственных кафедр, обладающих достаточной квалификацией, но не привлекавшиеся к учебному процессу в данных группах.
Участие студентов было добровольным. Оценка проводилась по 182 дисциплинам 86 направлений подготовки. Наибольшее количество экзаменов было проведено в рамках следующих направлений подготовки: 38.03.01 Экономика – 45 экзаменов, 40.03.01 Юриспруденция – 46 экзаменов, 31.05.01 Лечебное дело – 18 экзаменов.
В соответствии с регламентом проведения независимой оценки качества высшего образования, утвержденным Рособрнадзором (далее – регламент), на экзаменах присутствовали независимые эксперты – преподаватели других вузов, эксперты по оценке качества образования, которые на время сессии были направлены в вузы для независимой оценки знаний студентов. Эксперты оценивали, как качество ответов студентов, так и сложность заданных вопросов, качество разработки оценочных средств.
Оценки, выставленные независимыми экспертами, не влияли на результаты сессии, выставляемые студентам в зачетно-экзаменационные ведомости и зачетные книжки.
Контроль за соблюдением регламента осуществляли представители Рособрнадзора, а также общественные наблюдатели. Для организации видеонаблюдения за экспериментом использовалась платформа www.eksperimenrnoko.ru, которая позволяла одновременно транслировать в хорошем качестве до 30 прямых видеотрансляций.
Данная организация процесса позволила провести объективную оценку знаний студентов, исключив факторы предвзятости или же, наоборот, необоснованного завышения оценок.
В ходе всего периода эксперимента для консультационной и технической поддержки участников была организована работа горячей линии (2 телефонных канала, е-мейл, скайп).
От участников эксперимента были собраны первичные материалы по каждому экзамену:
- от вузов: списки студентов, копии экзаменационных ведомостей, видеозапись хода эксперимента, копии письменных работ студентов;
- от независимых экспертов: копии «независимых» ведомостей Рособрнадзора, анкеты по оценке экспертами хода эксперимента.
Для оценки результатов проведенных экзаменов (дифференцированных зачетов) привлекались преподаватели-эксперты из образовательных организаций, не участвующих в эксперименте.
По результатам, полученным в ходе проведения эксперимента, Рособрнадзор сделал вывод, что цель эксперимента была достигнута: из 331 экзамена, проведенных в рамках эксперимента, 245
(в том числе - Чувашская ГСХА) имели полное совпадение в оценках, в 86 экзаменах выявлены расхождения в оценках экзаменаторов и независимых экспертов.
Средний балл экзаменатора (по всем вузам-участникам) – 4,28.
Средний балл независимого эксперта (по всем вузам-участникам) – 4,25.
Процент совпадений оценок (уровень объективности) (по всем вузам-участникам) составил 93,85%.