5 апреля 2016 года студенты инженерного факультета Чувашской ГСХА встретились с настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских города Чебоксары архимандритом Гурием и проректором по науке, кандидатом философских наук Академии технологии и управления Наталией Махоткиной.
В феврале 2016 года на инженерном факультете открылась выставка «Сестры милосердия Великой войны», отражающая подвиг и служение российских сестер милосердия Первой мировой войны 1914 г. Этот выставочный проект, посвященный деятельности медицинских работников России и Чувашии в годы Великой войны, разработали сотрудники Церковного музея храма совместно с Чувашским национальным музеем и Институтом усовершенствования врачей Чувашской Республики, а Наталия Ивановна дополнила выставку презентацией по этой теме.
Есть в русском языке одно очень теплое слово, несправедливо забытое – милосердие, неразрывно связанное с образом женщины. Сестры милосердия... Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу - служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь, осознающих помощь ближнему как свой долг, принимающих чужую боль как свою, способных вынести тяжкие испытания и не потерять человечности и доброты.
Русские сестры милосердия - это яркий пример подвижничества, самопожертвования, мужества в тяжелейших условиях войны.
Все общины сестер милосердия в начале XX века находились в ведении Российского Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II. Их деятельность регламентировалась Общим уставом общин Красного Креста, утвержденным в 1903 г.
С самого начала Первой мировой войны повсюду в России стали открываться госпитали для раненых, многие из которых были созданы на частные средства. Пример подала Царская Семья. Уже осенью 1914 года в Большом Царскосельском дворце был открыт большой госпиталь имени Императрицы Александры Федоровны. Сама Государыня и ее дочери Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны прошли курс обучения хирургической сестры милосердия, получили установленные дипломы и постоянно работали в палатах. Помогали им в госпитале и младшие дочери царя. Сестра императрицы, Великая княжна Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители вела жизнь настоящей подвижницы, наравне с другими сестрами ассистировала на операциях, выхаживала самых тяжелых больных.
Тысячи и тысячи русских женщин, следуя их примеру, стали тогда самоотверженными сестрами милосердия. Не стремившиеся к славе, они трудились на этой ниве без наград и отпусков исключительно для того, чтобы облегчить страдания ближнего. Великий хирург Пирогов так писал о них: «Все действия сестер при уходе за больными должны быть названы не иначе, как благородными… Трудно решить, чему должно более удивляться: хладнокровию ли этих сестер или их самоотвержению в исполнении обязанностей».
Известно, что к 1915 году в России существовало 115 общин, находившихся в ведении Общества Красного Креста, самой крупной организацией, насчитывавшей 1603 человека, являлась община святого Георгия.
Также Наталия Ивановна показала документальный фильм «Святая Римма» о «Ставропольской Жанне д’Арк». Римма Иванова работала учительницей в гимназии, но с началом войны решила стать сестрой милосердия, чтобы иметь возможность помогать русским бойцам на фронте. Переодевшись мужчиной, Римма вступила в ряды 83-го Самурского полка. Позднее ее обман раскрылся, но девушка продолжила свою службу уже под своим настоящим именем. Летом 1915 года девушка перевелась в 105-й Оренбургский полк. Когда в полку погибли два офицера, а в солдатских рядах не знали что делать дальше, девушка подняла в атаку роту, и в результате немецкие позиции были взяты, но сама она была смертельно ранена. Благодаря своему мужеству 21-летняя девушка стала известна всему миру.
В беседе со студентами Наталия Ивановна затронула тему предназначения женщины, о ее милосердии, женственности и жертвенности.
В свою очередь отец Гурий разговаривал со студентами о том, как жить, если происходит разрушение культурных традиций, нравственных ценностей, если тебя окружают предательство, ложь, разврат, как обрести сохранить и укрепить свою веру, как найти дорогу к Храму, ведь молодые люди в первую очередь подвержены порокам и не всегда умеют противостоять мирским соблазнам. Душа может быть сохранена и спасена, только если внутри у молодого человека сформируется глубокое внутреннее убеждение и потребность следовать добру и противостоять злу.
Воспитание - и духовное, и нравственное не приходит само собой, и общество обязано заботиться о подрастающем поколении, должно приложить много усилий, потратить много времени, чтобы молодой человек стал полноценным его членом. Конечно, идеально предположить, чтобы воспитание осуществлялось в твердых крепких православных семьях, но что делать, если этих семей еще не так много, поэтому так важны встречи молодежи со священнослужителями.
Приглашаем преподавателей и студентов академии ознакомиться с выставкой «Сестры милосердия Великой войны».












