Ректор Чувашской сельхозакадемии: «Важная задача следующего учебного года - пройти процедуру лицензирования магистратуры»


В торжественной обстановке состоялось вручение Свидетельств стипендиатам Ученого совета академии за I семестр 2012-2013 учебного года. Затем ректор академии, председатель Ученого совета, доцент Н.И. Васильев выступил с докладом о деятельности вуза за 2011-2012 учебный год и задачах на перспективу.

Вот только некоторые выдержки из доклада ректора по наиболее значимым направлениям работы академии в 2011-2012 учебном году:

«Обучение студентов и слушателей осуществлялось на 30 кафедрах пяти факультетов дневного обучения и факультетов заочного обучения и повышения квалификации. Количество кафедр за последние два года не претерпело каких-либо изменений.
В 2011-2012 учебном году студенты обучались по 10 специальностям и 8 направлениям подготовки (в 2010-2011 учебном году - 6).
В 2011 году впервые произведен прием студентов на 1 курс, как по очной, так и по заочной формам обучения по направлениям подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Все образовательные программы ВПО, за исключением направления подготовки «Землеустройство и кадастры», аккредитованы. Таким образом, прием и обучение студентов в академии ведется по 4 укрупненным группам специальностей (направлений подготовки): экономика и управление, сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство, транспортные средства.
В 2011 году академия переоформила Лицензию и Свидетельство о государственной аккредитации. Переоформление было связано, с одной стороны - изменением наименования вуза, а с другой – получением второго приложения к Лицензии по новым ФГОС и лицензированием новой специальности «Наземные транспортно-технологические средства» и направления подготовки бакалавров « Технология транспортных процессов». Также получено Приложение 2 к Свидетельству о государственной аккредитации с перечнем укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, прошедших государственную аккредитацию. Получение этого Приложения сняло все проблемы с отсрочкой от призыва студентов инженерного факультета.
На сегодняшний день в академии более 4000 студентов, свыше 230 штатных преподавателей, том числе 34 доктора наук, профессоров (13 %), 151-доцентов, кандидатов наук (58 %), т.е. более 70 % преподавателей с учеными степенями и званиями. Это один из лучших показателей в городе. Немаловажно, что около 10 % преподавателей академия приглашает из числа действующих бизнесменов либо менеджеров, имеющих четкие объективные представления о требованиях к специалистам.
Количество абитуриентов на бюджетном обучении, принятых на 1 курс в 2012 году, по сравнению с прошлым, выросло на 45 человек, увеличивается количество сдавших сессию только на «отлично» как по зимней, так и по летней сессии; растет удельный вес студентов, сдающих сессию без удовлетворительных оценок. В этом году 56 выпускников (12,2 %) получили диплом с отличием (в 2011 году - 43 выпускника или 8,7%).
Подавляющее большинство выпускников (более 70%) заключили с предприятиями трехсторонние договора о трудоустройстве. По предварительным данным, более 55 % выпускников, обучающихся за счет средств федерального бюджета, изъявили желание трудоустроиться на предприятия АПК и организациях сферы сельского хозяйства.
За 2011-2012 учебный год в академии было выполнено научно-исследовательских работ по 36 темам. В 2011 году издано 29 монографий, 33 учебника и учебных пособий, в т.ч. 1 с грифом Минсельхоза и Минобразования РФ, 26 учебно-методических пособий 347 учебно-методических разработок и рекомендаций. В 2011 году в академии получено 28 патентов, за 9 месяцев этого года – 8 патентов и 1 свидетельство, а также в наличии более 10 решений о выдаче патента».


Озвучил ректор и основные задачи, которые предстоит решать вузу в перспективе. Как отметил Николай Иванович, одно из важнейших направлений деятельности академии связано с дальнейшим переходом на новые образовательные стандарты. По каждой реализуемой в академии образовательной программе предстоит продолжить работу по их разработке на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – прежде всего, это документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса: паспорта и программы формирования у студентов академии обязательных общекультурных и профессиональных компетенций; сквозная программа промежуточных и итоговых комплексных испытаний; рабочие программы дисциплин, программы учебных и производственных практик в компетентностном формате; программа научно-исследовательской работы студентов.
Также в ближайшей перспективе академия намерена еще активнее привлекать к образовательному процессу преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
«Активизация самостоятельной работы студентов должна быть постоянно на повестке дня», - обозначил следующую задачу руководитель вуза. И добавил, что в современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем это направление работы, актуальность которой связана с ее новой ролью в связи с переходом на деятельностную парадигму образования. В результате этого перехода самостоятельная работа студентов становится ведущей формой организации учебного процесса.
Еще одна проблема, которую упомянул ректор, – это проблема, связанная с набором студентов в 2013 году. «Жесткая конкуренция между вузами заставляет обратить особое внимание на довузовскую работу с будущими студентами и основная задача этой деятельности – привлечение лучших, наиболее способных к дальнейшему обучению абитуриентов. Поэтому предстоит поиск новых и совершенствование существующих форм довузовской подготовки», - подытожил Николай Васильев.
Кроме того, по словам ректора Чувашской сельхозакадемии, в этом учебном году вузу также предстоит пройти процедуру лицензирования магистратуры по всем направлениям подготовки бакалавров, а также - лицензирование новых направлений подготовки бакалавров, интересных для абитуриентов и востребованных на рынке труда и аккредитация аспирантуры.
В завершение совещания Ученый совет обсудил вопросы установления размера повышенной государственной академической стипендии на 1 семестр 2012-2013 учебного года, рассмотрел кандидатуры на соискание специальной стипендии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность, Положения о Комиссии по противодействию коррупции и о порядке отчисления, перевода и восстановления студентов.