
На круглом столе «Развитие студенческой науки: цели, задачи, проблемы и пути их решения» озвучены основные цели и функции студенческого научного общества.
СНО является важной и неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности вуза и призвано решать широкий круг задач по организации научного движения в академии.
Докладывая о работе общества в 2014 году, его председатель Мария Зайцева отметила, что в прошлом году студенты ЧГСХА достигли хороших результатов в научной деятельности. Они приняли участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Несмотря на рост результатов по всем основным показателям научной деятельности студентов, еще остается ряд вопросов, которые для повышения эффективности работы студенческого научного общества необходимо разрешить в нынешнем году. Сегодня ЧГСХА имеет все условия и предпосылки для этого.

На круглом столе были внесены предложения, основные из которых касались необходимости перспективного планирования, также подчеркивалась важность организации последовательного и программно-целевого подхода для максимальной реализации творческого и исследовательского потенциала студентов в развитии научной деятельности. Наиболее конструктивным способом, по мнению многих, может выступить расширение спектра прикладных исследований студентов по приоритетным направлениям развития науки.
В рамках круглого стола выступила студентка факультета биотехнологий и агрономии Юлия Мачуйская с докладом о своем успешном участии в программе «УМНИК».
Семинар «Научное портфолио – ключ к успеху» провела заведующий отделом аспирантуры Ольга Науменко.
Участников форума ознакомили с перечнем ежегодных стипендий различного уровня и со сроками представления заявок на их соискание.
Ольга Васильевна ознакомила аудиторию с основными разделами современного портфолио исследователя:
а) портфолио авторских работ – коллекцию письменных работ (эссе, рефератов и др.), выполненных студентом за время обучения, подготовленных им за это время научных статей, исследовательских работ, представленных на различные конкурсы и т.д.
б) портфолио академической мобильности – результаты участия в научных конференциях, семинарах и коллоквиумах, иные формы апробации результатов исследования, различные стажировки в российские и зарубежные университеты (исследовательские) центры, полученные им гранты и стипендии.
в) портфолио достижений – коллекцию официальных документов (в копиях), свидетельствующих о признанных достижениях исследователя: грамоты, благодарственные и рекомендательные письма, сертификаты участия, аттестаты именных стипендий, приказы о назначении академических стипендий за научные заслуги и т.п.
Также были даны ценные советы по составлению характеристики соискателя и озвучены основные требования к формированию портфолио в соответствии с перечнем показателей портфолио научных достижений:
1. Участие в научно-исследовательской работе;
2. Участие в конкурсах и грантах;
3. Участие в научных конференциях;
4. Участие в выставках, ярмарках;
5. Публикация статей в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Sciencе, Scopus, РИНЦ, из списка ВАК, в других сборниках;
6. Публикация монографий;
7. Публикация учебников и учебных пособий;
8. Повышение квалификации;
9. Регистрация в научной электронной библиотеке;
10. Иные научные достижения.
Ольга Васильевна подчеркнула необходимость формирования и пополнения портфолио путем активного участия в научной, учебной и общественной жизни академии. Основную помощь в научно-исследовательской деятельности и пополнении портфолио аспирантам окажут научные руководители а студентам научные кураторы.
Семинар «Научное кураторство и его роль в научной деятельности» прошел под руководством председателя совета молодых ученых и специалистов Дмитрия Кирьянова.
Советом молодых ученых и специалистов академии был инициирован проект «Научное кураторство», направленный на осуществление комплекса мероприятий по взаимодействию студентов и преподавателей для достижения высокого уровня личностной и профессиональной ориентации студентов и осуществления научно – исследовательской работы.
Дмитрий Петрович обозначил задачи научного кураторства:
1. Создание условий для индивидуализации процесса научно-исследовательской работы.
2. Организация процесса индивидуальной работы со студентами по выявлению, формированию и развитию их познавательных и профессиональных интересов.
3. Содействие наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности студента.
4. Контроль и оценка эффективности построения и реализации научной работы, учитывая успешность самоопределения студентов, овладение умениями, развитие способностей и освоение профессиональных средств деятельности.
5. Соблюдение графика, составленного в соответствии с учебной нагрузкой студентов, функциональными обязанностями.
6. Составление плана научно-исследовательской работы на учебный год со студентами в соответствии с профилем, спецификой исследовательской работы или проектной деятельности.
7. Организация индивидуальной или групповой работы студентов.
8. Отслеживание продвижения студентов в индивидуальном или групповом проекте.
9. Проведение в начале учебного года разъяснительной работы со студентами о принципах организации научно-исследовательской работы в академии.
10. Информирование студентов:
- о грантовых и стипендиальных программах различного уровня, о проводимых конференциях и форумах и т.п.;
- о правилах поступления в магистратур у и аспирантуру академии;
- о работе научной библиотеки и порядке пользования библиотечным фондом и электронной библиотечной системой.
11. Проведение индивидуальной работы со студентами, испытывающими трудности в процессе научно-исследовательской деятельности.
12. Создание условий для развития самоуправления, участие в научно-исследовательской работе студенческой группы.
13. Привлечение студентов к участию в научно-исследовательских проектах.
14. Организация очного участия студентов в научных мероприятиях, проводимых Академией и другими ВУЗами, при необходимости оказание помощи в оформлении соответствующей документации.
15. Организация оформления заявок в грантовых и стипендиальных программах различного уровня, при необходимости оказание помощи в оформлении соответствующей документации.
16. Активизация публикационной активности студентов.
17. Оказание студентам помощи в подготовке к вступительным испытаниям в магистратуру и аспирантуру академии.
Дмитрий Петрович обратил внимание научных кураторов на основные показатели эффективности научного кураторства:
- издание научным куратором и студентом монографий, учебников и учебных пособий, научных публикаций (в российских отраслевых научных изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК, в научных изданиях, входящих в Российский индекс научного цитирования РИНЦ);
- участие научного куратора и студента в отечественных и зарубежных конференциях, семинарах, форумах;
- оформление научным куратором и студентом заявок на получение грантов и стипендий различного уровня, объектов интеллектуальной собственности.
Завершая работу Форума, Дмитрий Кирьянов поблагодарил участников мероприятия за активное участие и проявленный интерес, а также отметил, что материалы семинаров, проведенных в рамках Форума «Шаг в науку», будут размещены на сайте академии в разделе «Наука и инновации – Совет молодых ученых и специалистов».
Совет молодых ученых и специалистов академии надеется, что благодаря Форуму студенты академии сделают свой первый шаг в науку, а кто-то поднимется на следующую ступень уже в начатом пути!
Поздравляем всех с успешным проведением Форума и хорошими результатами!