Анкетирование подвело итоги "Месячника первокурсника" |
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проанализирован состав студентов первых курсов ЧГСХА, выявлена мотивация поступления в академию и проведен мониторинг системы взаимодействия студентов с вузом, в том числе с деканатами, заместителями деканов, кураторами, сокурсниками с точки зрения актуальности проблем, использования различных форм взаимодействия, удовлетворенности качеством обучения.
Всего в анкетировании приняли участие 287 первокурсников (51 – с агрономического, 67 – биотехнологического, 74 – инженерного, 53 - экономического факультетов и 42 – с факультета ветеринарной медицины). Интересны ответы студентов о первом впечатлении об академии. «Отличную оценку» академия получила от половины первокурсников, причем, наибольшее количество «пятёрок» академии поставили студенты биотехнологического (69%), инженерного (59,5%) и экономического факультетов (51%). Ответ: «4 балла» получен от 47% всего количества первокурсников. Полученные ответы о выборе ЧГСХА и соответствующего факультета для обучения и получения интересующей специальности, позволяют сделать вывод, что в выборе вуза сегодняшние студенты академии, будучи абитуриентами, руководствовались следующими целями и причинами: «Это мой выбор, хочу стать профессионалом в сельском хозяйстве», – так ответили 45,3% респондентов, что не может не радовать и не убеждать в сознательности выбора бывшего абитуриента. На вопросы блока об учебных дисциплинах ответы студентов отличались в зависимости от факультета. • Так, на агрономическом факультете лидируют предметы: «История», которая интересна 32% обучающихся (отметивших, что «очень хороший преподаватель, на занятиях интересно») и «Русский язык», который отмечен 12% студентов («понятно, очень интересно», «приятный преподаватель»). Далее в ответах фигурирует «Математика» (12%) и «Физическая культура» (12%). «Химия» интересна 10% первокурсникам, «Английский язык» – 9,7%, «Информатика» – 7,35%, с удовольствием посещают лабораторные по химии 3% респондентов, «Культурой речи» заинтересованы 2,4% опрошенных. «Нравятся все предметы» – так ответили 10% респондентов, в то же время 17% ответили, что «вообще нет таковых» и «не выделяют никакой предмет». • На биотехнологическом факультете свои лидеры: «Английский язык» (28% голосов), «Физическая культура» (18%) , «История» (15%) и «Введение в специальность» (15%). Далее в ответах фигурирует «Русский язык» (10%, «Физика» (7,4%), «Биология» (3%), «Химия» (1,5%) и «Математика» (1,5%). 13% респондентов не ответили на данный вопрос, видимо, не выделяя никакой предмет. • Студентам факультета ветеринарной медицины интересны предметы: «Ботаника», отмеченная в 51% анкет, изучением «Анатомией» увлеклись с первых дней обучения 31% опрошенных, «Биологию» считают интересной 25% и «Латинским языком» увлеклись 25% первокурсников. • Предметом-лидером на инженерном факультете с большим отрывом стала «Физическая культура (15%). Затем идут набравшие по четыре процента: «Английский язык», «Физика» и «Математика». «Учебную практику» посчитали интересной и познавательной 3% первокурсников. Замыкают список понравившихся предметов «Химия» (2,7%) и с одинаковыми 1,5 процентами «История» и «Информатика». В то же время 62% студентов не дали ответа на данный вопрос. • На экономическом факультете новый лидер: 28% опрошенных указали «Правоведение», отметив, что и «предмет нравится», и «очень хороший преподаватель». «Культурология» также «не сдаёт» лидерских позиций, заслужив 15% положительных отзывов. Далее следует «Технология производства продукции растениеводства» (12%), «Высшая математика» (11%) с отзывом: «хороший преподаватель, очень интересно объясняет», «Физическая культура» (9%) и «Английский язык» (6%). По 2 процента «набрали» предметы «Микроэкономика», «Русский язык» и «Информатика». 6% опрошенных ответили, что им «интересны все предметы», в то же время 8% респондентов ответили, что «нет таковых предметов». Вообще не ответили на данный вопрос 22 % студентов. Бытовыми условиями большинство опрошенных первокурсников довольно, однако по факультетам есть различия. Самые высокие показатели удовлетворенности на инженерном и агрономических факультетах (так ответили около 60% студентов). Вопрос о работе столовой академии нашёл живой отклик у первокурсников. Как показал опрос, условиями питания в столовой академии удовлетворены около 40% опрошенных, отметивших и «завидное разнообразие меню», и «доступные цены». Остальные участники недовольны «недостаточностью площади столовой». Условиями для полноценного досуга, организацией массовых и спортивных мероприятий, возможностями для художественного творчества удовлетворены 70% опрошенных, отметивших многообразие спортивных секций, досуговых объединений и кружков. Так, в рейтинге по популярности у первокурсников лидируют секции по гиревому спорту, баскетболу, волейболу, полиатлону, вольной борьбе и единоборствам. От 4% респондентов поступил ответ, что они «посещают все спортивные секции». В то же время еще высок процент тех, кто не посещает ни одну спортивную секцию, что также требует совершенствования методов воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом. В научных кружках на сегодня занимаются всего 10% от всего количества респондентов. Свои силы и способности в работе ССУ реализуют 5,5 % респондентов. Участвовать в общественной жизни, студенческом самоуправлении, в организации спортивных мероприятий, художественной самодеятельности и научной деятельности уже сегодня готовы 82 процента первокурсников, которые пожелали принимать участие в инициируемых академией мероприятиях. В то же время 18% студентов не дали чёткого ответа на данный вопрос, возможно потому, что еще не нашли подходящей области деятельности, или все еще находятся в поиске. Пожелания студентов в организации новых кружков и спортивных секций будут учтены в организации работы Студклуба и Спортклуба академии. Подводя итог анкетирования по изучению проблемы адаптации первокурсников, можно сделать вывод, что с трудностями привыкания к студенческой жизни первокурсники разных факультетов справились достаточно легко. Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования – в своем большинстве первокурсники оценивают процесс адаптации к студенческой жизни как недолгий и нетрудный (49%) и 31,4% отметили, что адаптации вообще не требовалось. Наибольшее число первокурсников считают, что, в первую очередь, адаптация зависит от самого студента, от его участия в общественной жизни факультета, академии. Вторая гипотеза, предполагающая сложности в привыкании к форме проведения учебных занятий в академии – не подтвердилась. Оказалось, что первокурсникам сложнее привыкнуть к требованиям преподавателей и большой учебной нагрузке. Также, по мнению первокурсников, процессу адаптации в большей степени может помочь благоприятный микроклимат в группе, взаимодействие всех структурных подразделений академии. Однако всё же важно отметить, что большую роль молодые люди отдают значимости самой личности и деятельности первокурсника в процессе адаптации. |