Коллективом изобретателей кафедры технического сервиса инженерного факультета Чувашского государственного аграрного университета получен патент на изобретение РФ за № 2751470 – «Составной коленчатый вал». Патентообладателем является ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ.Составной коленчатый вал включает отдельно изготовленные опорные звенья. Каждое опорное звено предварительно изготавливается по отдельности и представляет цельный элемент. Опорные звенья состоят из коренных шеек и двух щек, расположенных в двух параллельных плоскостях, перпендикулярных к оси коренной шейки. На торцах каждой щеки выполнены пазы для установки в них отдельно изготовленного шатунного звена. Крайние опорные звенья переднее и заднее – также представляют цельно изготовленные отдельные элементы. Переднее опорное звено включает опорную шейку, слева которой перпендикулярно к ее оси расположена щека с пазом не ее торце, а справа конец, для установки шестерен привода механизмов двигателя. Заднее опорное звено включает коренную щеку, справа которой расположена щека перпендикулярно к ее оси, а слева фланец для установки маховика. На торце щеки также выполнен паз для установки шатунной шейки.
Сборка вала осуществляется непосредственно в ходе общей сборки двигателя.
Одним из достоинств составного коленчатого вала предложенной конструкции является то, что его можно установить на двигателях с разным количеством цилиндров меняя количество опорных звеньев.
Расположение шатунных шеек в пазах на торцах щек позволяет перемещать шатунные шейки в радиальном направлении, тем самым регулировать ход поршня (увеличивать или уменьшать) и изменять степень сжатия, что позволяет при необходимости применение моторного топлива различного фракционного состава.
Кроме того, предложенная составная конструкция коленчатого вала повышает ремонтопригодность двигателя при выходе из строя отдельных деталей кривошипно-шатунного механизма, позволяет уменьшить количество операций при их замене.
Отличительной особенностью вала данной конструкции еще заключается и в том, что для изготовления его элементов нет необходимости применения сложного и дорогостоящего оборудования. Возрастает коэффициент использования материала. Значительно упрощается технология изготовления элементов кривошипно-шатунного механизма.
Составной коленчатый вал делает эксплуатацию автотракторной техники менее затратной. Значительно сокращается простой техники по причине отказа кривошипно-шатунного механизма.
Особое преимущество составной коленчатый вал дает при отказе техники работающей в карьерах и отдаленных районах Сибири и Дальнего востока.
Появляется возможность устранения отказов 3-ей группы сложности в полевых условиях, на местах использования техники.
Поздравляем авторов и желаем дальнейших творческих успехов.